Главная/Окружающий мир/Статьи/Особенности знакомства с окружающим миром у детей дошкольного возраста.

Особенности знакомства с окружающим миром у детей дошкольного возраста.

Особенности знакомства с окружающим миром у детей дошкольного возраста.

МБДОУ Детский сад №78

Набиева Э.Г., воспитатель

 В дошкольном возрасте у детей постоянно формируются представления о мире, которые помогают им ориентироваться в жизни, в общественных событиях. Понимание окружающего мира зависит в первую очередь от того, что ребята знают о нем. Дать дошкольникам основные представления о природе и обществе совсем не просто. Трудность заключается в том, что многие природные и общественные явления, их происхождение и внутренние взаимосвязи ребенку еще не понятны. Небольшой опыт и конкретность мышления не позволяет ему переработать информацию о скрытых, абстрактных процессах. Ситуация усложняется еще и тем, что дети всегда готовы восполнить пробелы в знаниях образами фантазии.
Как же помочь ребенку создать правильные представления об окружающем мире? Дошкольники должны приобрести знания о ближайшем окружении, о людях и их труде, об организации жизни в детском саду, праздниках и памятных датах, предметах и их свойствах, временных отношениях, жизни растений и животных, человеческом теле, неживой природе, погоде, а также о том, чего они не могут конкретно увидеть. Взрослый должен достоверно объяснять отношения и связи между предметами и явлениями, помогать ребенку в обобщении накопленных представлений для того, чтобы понятие о мире не состояло лишь из суммы многочисленных, но не связанных друг с другом знаний.
Опыт воспитательской работы с дошкольниками помогает определить, что является наиболее сложным для их понимания. К сфере труднодоступных понятия относятся природные явления и связи, функции предметов и их частей, способности человека, народные традиции и праздники, возникновение жизни, семейные и общественные понятия, сообщество народов, их жизнь на Земле и тому подобное.
Неправильные представления в названных областях складываются не только в том случае, когда взрослый не уделяет объяснению достаточного внимания. Они возникают и потому, что дети часто неправильно понимают объяснение взрослого, особенно если оно неполно, непонятно, непродуманно и дополняют его собственным толкованием. Иногда дети знакомятся с вещами и фактами лишь при случайном наблюдении, и потому их опыт также отрывочный.
Мышлению детей дошкольного возраста вряд ли доступна сущность природных и общественных явлений. Возрастные ограничения ребенок преодолевает благодаря глубокому эмоциональному переживанию, возникающему при соприкосновении с окружающей действительностью. Дети очень чувствительны друг с другом и со взрослыми, в отношении к животным, к взаимоотношениям, к предметам, они эмоционально воспринимают красоту природы. Ребят глубоко задевают нарушения нравственных норм: они плачут, когда в сказке кого-то обижают, требуют, чтобы при чтении текста зло пропускалось.
Воздействуя на чувства ребенка, в этом возрасте можно формировать такие нравственные качества личности, как честность, смелость, трудолюбие и другие. Эмоциональные впечатления оставляют глубокий след иногда на всю жизнь, а при положительном подкреплении остаются основой ценностных ориентаций и в зрелом возрасте.
Образ мира формируется у ребенка в ежедневной деятельности под влиянием родителей, воспитателей, сверстников и под влиянием различных факторов среды. Решающая доля ответственности за то, каким будет этот образ, ложится на родителей и воспитателей детского сада. Основы мировоззрения нельзя сформировать только преимущественно посредством словесного описания и научения, без богатого практического опыта и контакта с реальной жизнью.
Недостаток непосредственных впечатлений и собственного опыта обычно объясняется узким кругом знаний детей, а также преобладанием опосредствованной информации о природе и обществе. Это не дает детям возможность ориентироваться в жизни и сопоставлять собственные представления с непосредственными впечатлениями.
Ребенок должен поступать в школу с соответствующим возрасту запасом достоверных знаний, уметь отличать объективные факты от иллюзорного образа действительности.
Хотя в дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки будущего научного мировоззрения, это не значит, что оно содержит неоднородные элементы, изолированные друг от друга фрагменты, которые только на последующих возрастных этапах могут, объединившись с новыми, более глубокими знаниями и опытом, составить действенную мировоззренческую систему.
Уже в этом дошкольном возрасте научные, общественно-политические, нравственные, эстетические и другие знания, представления и ценности образуют целостное представление о природе, людях, требуемых правилах поведения. Такое элементарное мировоззрение начинает уже в дошкольные годы направлять поведение детей, мотивировать их деятельность, что проявляется в оценке своих и чужих поступков.

Назад